В первом квартале текущего года отмечено оживление торговли внутри Евразийского экономического союза. Рост взаимооборота товарами между стран ЕАЭС составил 31,1%. В первые годы создания интеграции, а именно Таможенного союза темпы роста торговли у всех стран-участниц резко выросли и достигали 30%. Начиная с 2014 года произошло замедление, а в 2015-2016 годах началось снижение взаимного товарооборота со всем миром, что объясняется общим кризисом. Особенно сильно сократились объемы товарооборота между Россией и Казахстаном, так как основную долю в торговле между странами занимают сырьевые ресурсы, а их стоимость в тот период драматически снизилась.
То есть первопричиной замедления товарооборота стал ценовой шок сырьевого рынка. Второй причиной эксперты называют снижение спроса из-за замедления экономической активности на рынках стран ЕАЭС и у основных внешних партнеров интеграции – Китая и ЕС.
Однако начиная с первого квартала 2017 года тренд сменился и начался активный рост. По итогам первого квартала у всех стран ЕАЭС в сравнении с аналогичным периодом прошлого года внешний товарооборот вырос на 29,6%, а взаимный оборот – на 31,1%. Более важно, что рост наблюдается не только по отношению к аналогичному периоду прошлого года, но по сравнению с каждым предыдущим месяцем.
Здесь также называются две основные причины – низкая база прошлого года и улучшение макроэкономических условий в целом, когда стороны пережили шок девальвации, а экономики приспособились к новому ценовому уровню. Оптимистично, что в период 2012-2017 года в товарообороте стран неуклонно увеличивается доля обработанной продукции. Государства больше торгуют между собой продуктами питания, стройматериалами, металлопрокатом, трубами, оборудованием, приборами, транспортными средствами. Касательно прогноза именно для Казахстана, то эксперты надеются получить по итогам года 30-40% роста товарооборота с государствами ЕАЭС и внешним миром.
В то же время экономисты и финансисты ЕАЭС борются с торговыми войнами и административными барьерами, которые порой специально создаются внутри интеграции и снижают показатели взаимной торговли. В настоящий момент таких проблем насчитывается порядка 60, перечень которых четко ограничен и зафиксирован. Самыми яркими примерами таких барьеров является применение рядом стран утилизационного сбора на автомобили, барьеры, связанные с движением табачной и алкогольной продукции, автомобильным и речным транспортом. Некоторые участники считают проблемой работу системы предварительного уведомления внутри единой таможенной территории, Кыргызстан, в частности, поднял вопрос о правомерности осуществления Казахстаном ветконтроля на границе между двумя странами. Президенты государств ЕАЭС ставят задачу полностью устранить такие барьеры, над чем и работает Евразийская экономическая комиссия.